"Соло на дверях!" Моя давнишняя статья для газеты "Вера и общество". Речь пойдёт о «…делах давно минувших лет» - событиях произошедших 500 лет назад. 31 октября, 1517 года к воротам замковой церкви города Виттенберга, важного политического, культурного и торгового центра Саксонского герцогства, был прибит документ, который впоследствии назовут «95 тезисов». А автором этого приглашения к полемике являлся ревностный католик, монах, профессор Виттенбергского университета и богослов Мартин Лютер. Вряд ли Лютер мог предполагать, что его личные размышления и изыскания в вопросах веры и спасения души, приведут к столь серьезным последствиям. Но тот эффект, который произвело опубликование этого приглашения к полемике, и последующие события запустили начало движения, которое впоследствии будет названо Реформацией. Реформация, слово состоящее из корня «форма» и возвратной приставке «Ре» – «изменение, возвращение к прежней форме». Так к чему же хотел вернуться Мартин Лютер и его быстро умножающиеся сторонники и последователи? Учение Реформации кратко можно описать с помощью пяти основных утверждений. «Solo Scriptura» - Только Писание. По мнению Лютера только Библия является наивысшим авторитетом и источником христианского вероучения. Ни решения Соборов, ни Предания, ни труды Отцов Церкви не могут быть выше Священного Писания. «Solo Fide»-Только Верой спасается душа человека. Спасение невозможно заслужить никакими добрыми делами или подвигами, оно не во власти Папы или священников – оно даётся как дар от Бога. «Solo Gratia» - Только Благодать. Источником и инициатором спасения является сам Бог. Из-за поражения человеческой природы первородным грехом, собственными усилиями обрести спасение человек не способен. «Solo Christus» - Только Христос Иисус достоин поклонения! Ни «святые», ни священники, ни иконы и статуи и какие-либо реликвии не могут быть объектом почитания. «Soli Deo Gloria» - Только Богу Слава! Эти принципы должны были вернуть каждого верующего к основам – Евангельским, апостольским идеалам и практикам. А возвращение к практике Ранней церкви нашли свое проявление в повседневной жизни. По замыслу Лютера все церковные чины должны быть устранены, а монахи должны были отказаться своих обетов. Повседневные дела и труд каждого признавался важным в глазах Бога и через это человек реализовывал своё призвание и этим прославлял Бога. Устранялось разделение на мирян и священников. Одним из важнейших решений и действий Лютера стал перевод Священного Писания на немецкий язык. Он понимал, что серьезные изменения в духовной жизни людей не возможны без чтения и изучения Библии. В то время и Библия, и богословские труды были написаны исключительно на латыни. Да и сама Литургия в храмах проводилась на этом языке. А надо отметить, что латынь к тому времени не использовалась больше нигде в повседневной жизни и, конечно же, знатоков её было, мягко говоря, не много. Перевод Библии на общеупотребимый, родной язык сделал её доступной и понятной широкому кругу самых разных людей. Теперь каждый человек мог, если уж не читать, то, по крайней мере, слушать Евангельские истины на понятном ему языке. И то, что прочитали или услышали люди разных сословий – земледельцы, торговцы, ремесленники, бюргеры - значительно отличалось от той практики, и того, что провозглашалось в стенах католических храмов. В ту пору, во всех концах Священной Римской Империи, посланники Папы проводили широкую кампанию по продаже индульгенций – особых грамот которые якобы даровали частичное или полное прощение грехов и освобождали от грядущего наказания за грехи. Причём действие этих индульгенций могло распространяться как на живых, так и на тех, кто уже умер, и как предполагалось, терпел наказания в Чистилище. Именно эта, несоответствующая Священному Писанию практика и вызвала возмущение Лютера, побудив его написать свои 95 тезисов. Слухи о тезисах распространились молниеносно и вызвали огромный резонанс в обществе, в котором уже давно зрело недовольство церковью. Конечно же, такой выпад, грозивший существенно снизить поступление средств в казну Папы, не мог остаться без внимания высших представителей Католической церкви. Тогдашний папа, Лев Х предал Лютера анафеме, отлучив его от Церкви. В ответ, лояльный до того момента монах и истовый приверженец католической церкви, публично сжёг папский указ. Таким образом, произошёл окончательный разрыв с официальной церковью. Позже Лютер был вызван на заседание рейхстага в город Вормс, где в присутствии германской знати, князей и курфюрстов, а также самого императора Карла V, должно было рассматриваться его дело. Результатом рассмотрения, 25 мая 1521 года стал изданный императором Священной Римской империи Карлом V , «Вормский эдикт» - объявлявший Лютера еретиком и преступником. Этим же указом запрещалось издание и распространение трудов мятежного богослова. Отлученный от Церкви, осужденный знатью и властями Лютер оказался в весьма непростом положении. И если бы не покровительство курфюста Саксонии Фридриха III Мудрого, укрывшего его в своём замке в Вартбурге, судьба Лютера могла быть очень печальной. Вполне вероятно, что он, как и ранее Ян Гус, мог бы закончить свою жизнь на костре. Находясь в своем укрытии Лютер усердно работал над переводом Библии, сочинял христианские гимны и песнопения, писал богословские труды и сборники проповедей. А в это время новые идеи всё более распространялись в народе. И идеи эти обретали как своих преданных сторонников, так и яростных противников. Перемены в обществе давались нелегко. Но сейчас, оглядываясь назад , можно сказать, что Европа, которую мы знаем, сформировалась под влиянием Реформации. Становление протестантских княжеств, рост национального самосознания, раскол практически всего населения средневековой Европы на католиков и протестантов - привело к тектоническим сдвигам в самых разных сферах жизни огромного количества людей. Всё это продолжалось до установления в 1555 Аугсбургского мира, который признал лютеранство официальной религией и устанавливал право высших сословий в своих княжествах и графствах провозглашать ту религию, к которой принадлежал правитель. «Чья земля – того и вера!» Но серьезные и важные изменения происходили в это время не только в западных землях. 16 января 1546 в Успенском Соборе Московского Кремля, впервые состоялась торжественная церемония венчания на царство 16-летнего Ивана Васильевича, получившего впоследствии прозвище Грозный. Из множества раздробленных земель – княжеств начало формироваться Русское царство. И уже совсем скоро, в 1552 году, Иван IV решил начать книгопечатание; для этой цели начали искать мастеров печатного дела. В этом же году по просьбе Ивана Грозного, датский король Кристиан III прислал типографа Ганса Мессингейма. Вместе с Гансом король-лютеранин прислал Библию и две книги, в которых излагалось лютеранское вероучение. Кристиан предлагал русскому духовенству рассмотреть книги и если посчитают нужным, то Ганс переведет книги на русский язык и напечатает их в Москве в необходимом количестве. Книги не напечатали, но царь проявил к лютеранам терпимость и уже в 1560 году позволил строить первую Лютеранскую церковь. Нам, привыкшим к огромным скоростям распространения информации и перемещения людей промежуток времени в пару десятилетий кажется огромным, но для той поры это можно было бы назвать очень стремительным распространением нового вероучения. Правда шансов у идей Реформации быть воспринятыми на Руси практически не было. Так как не было серьёзных предпосылок к возникновению подобных настроений и запроса перемен. Церковная власть в православии, в отличии от католиков не была такой централизованной. Службы проводились на понятном церковнославянском языке. Усилия Ивана Грозного направленные на централизацию власти и еще большего укрепления крепостного права так же не способствовали религиозной свободе. Объединение разрозненных земель осуществлялось, в том числе, и на основании единой православной веры. Тем немногим лютеранам, что приезжали на Русь из-заграницы, не дозволялось проповедовать свое вероучение среди местного населения. «Иностранные специалисты» были востребованы и приглашались в Россию и в более поздние времена великих свершений Петра Первого при создании новых городов и флота. И при освоении Екатериной Великой поволжских и южных земель, в качестве колонистов. Но во все времена они должны были проживать отдельно, в своих слободах и колониях и им строго запрещалось вести миссионерскую деятельность среди православного люда. Хотя, по меткому выражению величайшего русского писателя Николая Лескова - «Русь была крещена, но не была просвещена». В определенные периоды в состав Российской Империи входили финские, польские, литовские земли, населенные в том числе и протестантами, но наличие государственной религии в лице православия не позволяло развиться в России иным вероучениям. Конечно же, вера и уклад жизни этих «иноверцев» в той или иной степени оказывали влияние на тех, кто жил рядом с ними. На протяжении всего 19 века появлялись отдельные яркие представители русского народа, принимавшие новую для себя протестантскую веру. Важное значение имело и создание Русского Библейского общества, которое произвело огромный труд по переводу Библии с уже вышедшего из обихода церковнославянского, на литературный русский язык. Было создано Общество по распространению Священного Писания, и сотни книгонош направились по городам и сёлам, предлагая простому народу Святое Евангелие. Было и необычайное евангельское движение в среде аристократов Санкт-Петербурга, которое пришло в Россию через английского лорда Гренвиля Редстока. Его миссия в России была не долгой, менее 5 лет, однако оказала существенное влияние на некоторых представителей высшей знати. Под влиянием проповедей Редсток они открывали свои дома для проведения молитвенных собраний. Организовывали классы для обучения детей простых горожан. Открывали благотворительные столовые и дома помощи нуждающимся и неимущим. Эти и многие другие события подготавливали почву для последующего быстрого распространения протестантского движения, которое произошло с принятием в 1905 году «Указа об укреплении начал веротерпимости». Позднее, как и представители других конфессий, протестанты в России прошли через мрачные времена гонений со стороны атеистической советской власти. Но никакие запреты и гонения не смогли заглушить жажду личного искреннего общения с Богом и любовь к Его Слову. Сегодня протестантские церкви по праву занимают своё место в многоконфессиональной России. Восприняв принципы Реформации, они воплощают их в современных реалиях. Крепкие, зачастую многодетные семьи, в которых отношения строятся на основе любви и взаимоуважения. Честные труженики, законопослушные и активные граждане своей страны созидающие её благосостояние своим трудом, служением ближнему и молитвами. Всем этим они выражают свою веру и прославляют Бога! Только Писание! Только Вера! Только Благодатью! Только Христос! Только Богу Слава!

Теги других блогов: история реформация Мартин Лютер